Прокуратура Амурской области

Об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства

Аппарат прокуратуры Амурской области 8 сентября 2017 8 сентября 2017

Институт административной ответственности за нарушения избирательного законодательства является одним из эффективных механизмов обеспечения исполнения закона.

В главе 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за такие правонарушения, как нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей; неисполнение решения избирательной комиссии; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии; нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов; нарушение порядка и условий проведения предвыборной агитации; проведение предвыборной агитации вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах; изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства; умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму; подкуп избирателей либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и другие правонарушения.

Остановимся на наиболее часто встречающихся правонарушениях.

1. Одним из принципов проведения выборов любого уровня выступают гарантии прав граждан Российской Федерации при регистрации (учете) избирателей, участников референдума, составлении списков избирателей, участников референдума.

Статьей 5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Право гражданина на ознакомление с документами, прямо затрагивающими его права и свободы, предусмотрено ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации. Именно с этой целью участковая избирательная комиссия, с момента ее формирования информируя избирателей о дне и месте голосования, приглашает избирателя также для ознакомления со списками избирателей, и члены комиссии несут дежурство в выходные дни. Избиратель вправе при обнаружении ошибки или неточности в списке избирателей обратиться в участковую комиссию с заявлением об устранении неточности (ошибки) или о включении его в список избирателей. Поданное заявление и подтверждающие документы должны быть рассмотрены участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования - в течение двух часов, но не позднее окончания голосования. По результатам участковая комиссия должна принять решение об устранении неточности (ошибки), включении избирателя в список либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю.

Нарушение установленного порядка и влечет за собой административную ответственность по ст. 5.1 КоАП РФ. Возбуждать дело по данной статье вправе только прокурор, при необходимости по данной статье может проводиться административное расследование.

2. Статус избирательных комиссий определен в ст. 20 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с п. 10 и 13 обозначенной статьи, решения и иные акты комиссий обязательны для нижестоящих комиссий, исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. Разумеется, невозможно обеспечить механизм исполнения указанных решений без установления ответственности.

С этой целью законодателем установлена административная ответственность по ст. 5.3 КоАП РФ, которая звучит как неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума (ч. 1). Непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 этой же статьи.

Правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 5.3 КоАП РФ, считается совершенным, если комиссии не были предоставлены запрашиваемые ею сведения и материалы, а также, если они были предоставлены с нарушением установленных законом сроков. За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Протоколы по данной статье вправе составлять члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, специально уполномоченные указанными комиссиями.

3. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов (ст. 5.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно подпункту "ж" пункта 7 статьи 48 Федерального закона

от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» представителям СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы. Так как данные лица не являются субъектами агитационной деятельности, в рамках своих должностных полномочий они вправе только информировать население о ходе выборов и уделять равное внимание всем претендентам, не отдавая предпочтения какому бы то ни было кандидату.

Нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях по данной статье КоАП РФ праве составлять члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, специально уполномоченные указанными комиссиями, и уполномоченные должностные лица Роскомнадзора.

4. Запрет на участие в предвыборной агитации распространяется не только на представителей СМИ, но и на других субъектов. Проведение предвыборной агитации лицами, которым ее проведение запрещено законом, влечет административную ответственность по статье 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, привлечение к проведению предвыборной агитации несовершеннолетних лиц прямо запрещено пунктом 6 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного подпунктом "д" пункта 9 статьи 48 данного Федерального закона, указывающего на возможность использования в агитационных материалах изображений детей кандидата.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

5. Важной стадией избирательного процесса является предвыборная агитация либо агитация по вопросам референдума. Агитационный период установлен законом. Запрещено проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, к примеру, в воинских частях, военных организациях и учреждениях (п. 7 ст. 53 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), а также помещениях для голосования

(п. 7 ст. 61 этого же Закона).

Ответственность за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, предусмотрена ст. 5.10 КоАП РФ.

Субъектами данного правонарушения могут быть кандидаты, избирательные объединения, должностные лица, а также граждане и организации, привлекаемые к проведению предвыборной агитации либо ведущие ее самостоятельно.

Протоколы вправе составлять уполномоченные члены избирательных комиссий, сотрудники органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

6. Статья 5.12. КоАП РФ предусматривает ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах:

1. Изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, не содержащих установленной федеральным законом информации об их тираже, дате выпуска, об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, о наименовании, юридическом адресе и об идентификационном номере налогоплательщика организации либо о фамилии, об имени, отчестве, о месте жительства лица, изготовивших эти печатные или аудиовизуальные агитационные материалы, а также о наименовании организации либо о фамилии, об имени, отчестве лица, заказавших изготовление этих печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, изготовление печатных или аудиовизуальных агитационных материалов, в которых перечисленные данные указаны неверно, изготовление или распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, либо без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов без предоставления их экземпляра (копии) либо фотографии в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы, а равно распространение печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований закона к использованию в них изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

По статье 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает ответственность за проведение предвыборной агитации во всех формах, включая изготовление, размещение, распространение печатных материалов, при условии, что названные действия совершены вне агитационного периода. В этом состоит отличие данной нормы от части 2 статьи 5.12 указанного Кодекса, предусматривающей наступление административной ответственности при нарушении установленных условий распространения печатных материалов в период подготовки и проведения выборов.

Протоколы по данной статье составляют члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, специально уполномоченные указанными комиссиями, должностные лица органов внутренних дел и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

7. Статьей 5.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протоколы по данной статье вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

8. Нельзя обойти вниманием и вопросы административной ответственности, касающиеся организации голосования, в частности незаконной выдачи гражданину избирательного бюллетеня. Ответственность за данное деяние предусмотрена ст. 5.22 КоАП РФ, которая звучит как незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, образуя в настоящее время два самостоятельных состава правонарушения:

- выдача членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума, или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме (ч. 1);

- получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума (ч. 2).

Протоколы об указанных административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Также необходимо помнить, что для привлечения к административной ответственности члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса необходимо согласие прокурора субъекта Российской Федерации либо Генерального прокурора Российской Федерации.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год. По данной категории возможно также проведение административного расследования.


Версия для печати
Прокурор
Амурской области
Медведев Руслан Федорович

Планы проверок

Противодействие коррупции

Прокурор разъясняет

Защита прав предпринимателей